- Игры онлайн
- /
- Нарды
- /
- Длинные нарды
- /
- Правила игры
Длинные нарды - это древняя восточная игра, которой увлекались мудрецы. Она была задумана как бескомпромиссный спор, в котором обязательно должен быть победитель. Игра требует от соперников стратегического мышления и умения вести комбинационную борьбу. Невозможно предугадать, кто из двоих участников выиграет, т.к. случайное выпадение значений костей может кардинально изменять позиции игроков на протяжении всей партии. Этим Длинные нарды интригующе интересны и увлекательны. Их правила настолько просты, что количество любителей сразиться в них просто огромно.
Играют в Длинные нарды два человека на специальной доске, которая представляет собой две равнозначные половины, совокупно состоящие из 24-х ячеек. Ячейки размечены узкими треугольниками (стрелами). У каждого соперника по 15 шашек (у одного - светлые, у другого - темные), плюс пара стандартных костей (зар). Задача каждого игрока - перегнать свои шашки через все поле и завести в свой “Дом”, после чего первым убрать их на "Борт" доски.
Каждый игрок расставляет все свои 15 шашек с левой стороны на 12-ю ячейку снизу, относительно своего местоположения (если считать справа налево).
Первенство хода в игре (и, соответственно, белого цвета шашек) определяется так: каждый участник бросает один зар, у кого значение больше, тот ходит первым. Если выпали одинаковые значения, игроки перебрасывают зары до тех пор, пока кто-то не выбросит больше.
Если соперники играют подряд две и более партий, первый ход в каждой новой партии они делают по очереди.
Движение шашек выполняется против часовой стрелки. Нумерация ячеек начинается снизу справа против часовой стрелки. Дом белых находится внизу справа, ячейки 1-6, дом чёрных - вверху слева, ячейки 13-18.
Со стартовой стрелы можно брать только одну шашку. Соответственно, первый ход в партии игрок делает одной шашкой: на суммарное значение обеих зар (при их разных значениях) или четыре хода (при дубле), согласно значению одной из зар. В дальнейших ходах можно использовать уже две шашки, например, одна со стартовой стрелы, вторая - с игрового поля или оба хода шашкой (шашками) с игрового поля.
Исключение составляют ситуации, когда при первом ходе игрок белыми получил дубль 3:3, 4:4 или 6:6. Тогда со стартовой стрелы белые могут снять две шашки, так как в данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности - мешают шашки противника, стоящие на начальной позиции.
Для играющего черными, так же действует данное правило, но с исключением: при первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрных 4-4, черные снимают одну шашку со стартовой стрелы и делают только один ход.
Ячейка, на которой стоит хотя бы одна шашка соперника, считается занятой и ставить свою шашку на неё нельзя.
Ходить можно на столько ячеек, сколько выпало на каждой из зар. Например: одной шашкой - на суммарное значение обеих зар (при этом значение каждой является отдельным ходом); двумя шашками - на соответствующее значение каждой зары.
Если при выбрасывании костей выпадает дубль – количество ходов удваивается. То есть можно сделать одной шашкой четыре хода, согласно значению одной кости, либо "поделить" ходы на любое количество шашек, например, по одному ходу на четыре шашки.
Нельзя пропускать ходы.
Если получается сделать ход только на одно из значений обеих зар, то игрок делает один возможный ход, второй сгорает. Если удается передвинуть только одну шашку на выбор, передвигают на большее значение. Например, выпало 6:4, есть возможность играть или 6 или 4, игрок обязан играть 6.
Если выпавшие значения зар не позволяют сделать ход (позиции заняты шашками противника), то игрок пропускает ход.
Нельзя пропускать полный ход, даже если это не выгодно. Например, выпало 5:2. Есть возможность играть одной шашкой 5, тогда 2 играть невозможно, и есть возможность играть 5:2 другой шашкой, игрок обязан играть 5:2, даже если ему выгоден первый вариант.
Запрещается строить "блок" из шести и более шашек, если перед выстраиваемым блоком нет шашки соперника. При этом положение шашки противника (в доме или вне дома) не имеет значения.
После того, как все 15 шашек зашли в “дом”, их можно снимать на "борт" доски. Например, если значения зар 6 и 4, игрок снимает одну шашку с 4-ой (справа) ячейки и одну с 6-ой (справа).
Если на ячейке с номерами выброшенных зар нет шашек - игрок должен передвинуть шашки (сделать ход) по общим правилам. Например: на зарах 6:5, на 5-й ячейке шашек у игрока нет, он выбрасывает одну шашку шестеркой с 6-й ячейки, а второй делает ход пятеркой с 6-й ячейки на 1-ю.
Если передвинуть или сделать выброс шашки игрок не может (нет таких вариантов) - он снимает на "борт" шашку с крайней левой ячейки, на которой шашки есть. Например, если на зарах 3:4, а шашки остались только на 1-й и 2-й ячейках - игрок должен убрать на “борт” первоочередно шашки с 2-ой ячейки, а затем - с 1-й.
Игрок обязан использовать оба значения зар, которые ему выпали, нельзя отказаться от хода, если результат хода невыгоден. Например, две шашки стоят на позициях 4 и 6, на зарах 5:3, он хочет пойти 3 с 6-й позиции на 3-ю, чтобы выбросить 5-кой шашку с 4-й позиции, т.е. фактически сыграть 4:3. Игрок обязан играть полный ход 5:3, т.к. такой ход у него есть: с 6-й позиции ходит 5 на 1-ю позицию, а с 4-й позиции ходит 3 на 1-ю позицию.
Игра заканчивается в тот момент, когда один из участников полностью убрал свои шашки с ячеек на доске. Этот игрок считается победителем.
Если один из игроков нажимает кнопку "Сдаться", он фактически признает поражение, игра завершается и выигрыш получает противник.
В Длинных нардах есть два варианта окончания игры: "Оин" и "Марс".
Данное правило также соблюдается в случае, когда один из игроков нажал кнопку “Сдаться”. При этом игрок проигрывает ставку согласно положению шашек на доске (Марс или Оин) и соответствующим предварительным настройкам. Например, игрок в нарды сдался при положении шашек “Марс”, но в предварительных настройках был выбран вариант “Оин”, соответственно, проигрыш - одна ставка (Оин).
В современных спортивных нардах (при проведении турниров) возможен ничейный исход партии. Это "право последнего броска", когда игрок черными может сделать последний бросок зарами (т.к. ходил вторым в партии) после того, как игрок белыми вывел все свои фигуры и, если в результате тоже смог вывести все свои фигуры с поля, засчитывается ничья. В игровом клубе luckforfree.com такой вариант реализован в предварительных настройках игры, в том числе в игре короткие нарды.
Не нашли что искали?
Ссылки для быстрого доступа