Правила игры в шахматы

Игра в шахматы в онлайн режиме позволила проводить свой досуг играя с живых соперниками со всего мира. Для того, чтобы сыграть онлайн в шахматы, нужно всего лишь знать правила. Миф о том, что правила в игры «Шахматы» непросты, уже развенчан. Оказывается, что научиться хорошо лавировать на шахматном поле подвластно каждому.

Суть игры

Основная задача игроков, принимающих участие в партии шахмат, "побить" короля соперника. Применяемые стратегии и тактика позволяют достичь желаемого результата как можно быстрее. Каждый последующий ход нужно основательно продумывать, ведь он может создать благоприятные ситуации для достижения победы.

Правила игры для начинающих в «Шахматы»

Основные правила игры для новичков позволяют разобраться во всех ее тонкостях и получить от интересного времяпровождения за монитором большое удовольствие.

Основные моменты

  • Поле для игры в шахматы – клетчатая доска с разноцветными квадратами (8х8). Они имеют темный и светлый оттенок. Темные сегменты – позиции для черных фигур, светлые – поля для белых.
  • На доске имеется разметка из чисел и латинских букв. Цифровым отрезком от 1 до 8 обозначены ряды квадратов, расположенные по горизонтали, буквами Н - А – вертикальные ряды. Полем считается квадратный сегмент с вертикальными и горизонтальными координатами, напоминая координатную ось.
  • Участники играют белыми и черными шахматными фигурами различного ранга. Их количество равно. Выставляются они на доске равнозначно.
  • После выставления фигур на поле правый ближний угловой сегмент для всех фигур – белый (координаты его для белых шахмат – Н1, для черных - А8). Именно так проверяется правильное расположение шахмат.
  • Каждый игрок имеет в распоряжении комплект шахмат, состоящий из таких наименований по старшинству: Король, Ферзь, две Ладьи, два Слона, два Коня и восемь пешек.
Правила игры в шахматы
  • После расстановки шахмат белые занимают первую и вторую линию относительно горизонта, а черные – восьмую и седьмую тоже относительно горизонта.
  • Две старшие шахматы (Король, Ферзь) всегда занимают перед началом боя позиции относительно своей расцветки. Черные стоят на темных клетках, белые выставляются на светлых.
Правила игры в шахматы

Как ходить шахматами?

Игорный процесс всегда стартует с хода белых. Далее выполняется последовательная очередность. Делая свой заслуженный ход, участники передвигают шахматные фигуры  по квадратам в определенном порядке. Относительно каждой шахматы есть определенный свод правил, как она должна перемещаться по шахматному полю. 

Движение фигур:

  • все шахматы, за исключением Коня, двигаются по прямой или диагонали в пределах шахматного поля;
  • на пути у прямоходящих фигур не должно быть преграды, если она имеется, то переместить ходящую фигуру за стоящую на пути не является возможным категорически;
  • также невозможно сделать ход, если предшествующее поле занято другими своими фигурами (это правила так же не относится к ходу конем);

Как ходит Король:

  • Король имеет право перемещаться на одну клетку вертикально, горизонтально и даже по диагонали;
Правила игры в шахматы

Как ходит Ферзь:

  • Ферзь – вторая фигура по старшинству в игорном наборе (но считается самой сильной) – передвигается вертикально, горизонтально и относительно диагональной прямой, ей свойственно преодолевать любые промежутки в пределах поля;
Правила игры в шахматы

Как ходит Ладья:

  • Ладья – третья шахмата по старшинству - ей свойственно двигаться только по вертикальным и горизонтальным направлениям, преодолевать любые промежутки в пределах клетчатого поля;
Правила игры в шахматы

Как ходит Слон:

  • Слон – четвертая фигура по старшинству – двигается только по диагональным прямым, передвигается на любые расстояния;
Правила игры в шахматы

Как ходит Конь:

  • Конь – фигура, которой свойственно ходить буквой «Г» - три квадрата по вертикали, два по горизонтали либо наоборот – два по вертикали и три по горизонтали; эта фигура самая "свободная", ведь перемещать ее не мешают никакие иные фигуры, расположенные на шахматном поле – ни свои, ни соперника;
Правила игры в шахматы

Как ходят пешки:

  • пешки двигаются всегда по направлению вертикальных прямых на один квадрат вперед (кроме стартовой позиции - тогда она может ходить на два поля вперед), а бить может и по диагонали, при этом она должна перемещаться по доске на одно поле вперед по диагонали и принимать позицию либо вправо, либо влево;
  • если пешка дошла до конца поля – она претерпевает превращение в иную фигуру, игрок должен убрать ее и на ее место поставить фигуру рангом выше из имеющегося комплекта своих шахмат, которые уже были побиты;
  • пешка может ходить по так называемое «битому полю»
Правила игры в шахматы

Про Битое Поле

В шахматах взятие на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant — на проходе) означает специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле.

Подобная ситуация становится возможной только в тех случаях, когда пешка располагается на пятой (для белых пешек) или четвёртой (для чёрных пешек) горизонтали, а поле, которое пересекает пешка противника, находится у неё под боем. Взятие пешки противника может осуществляться только сразу после её перемещения на два поля. Совершать взятие на проходе можно только ответным ходом, иначе право взятия на проходе теряется.

Взять на проходе может только пешка, но не другая фигура противника.

Рокировка в шахматах

Некоторые фигуры имеют право пользоваться такой привилегией, как рокировка в шахматах;

  • рокировка применима к фигурам старшего ранга (Король и Ладья), они могут одновременно изменить свое положение относительно своих первичных координат;
  • это возможно при том условии, что они еще не брали участия в процессе движения; Король может стать ближе к Ладье (на два квадрата), в то же время Ладья расположиться между начальным и полученным положением Короля;
  • если эти фигуры уже двигались по полю, их рокировка не допустима;
  • рокировка - это привилегия Короля, поэтому переставлять фигуры нужно, начиная именно со старшей – Короля;
  • переставлять фигуры временно невозможно в ситуациях, когда они не были задействованы в игре и в силу угрозы быть побитыми противником, и если между ними находится другая фигура.
Правила игры в шахматы Правила игры в шахматы

Разберемся в понятиях блокирования фигур

Такие элементы, как «мат», «пат» и «шах» являются определенными блокировками фигур другого участника, в таких создаваемых стратегических позициях на поле боя есть плюсы - шахматы соперника находятся в невыгодных комбинациях для возможности совершения своего передвижения.

  • Шах — ситуация в шахматах, когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Игрок, чей король под шахом, обязан убрать его с данной позиции, прикрыть его другой фигурой или уничтожить фигуру-угрозу.
  • Если фигура Короля попадает «под шах» а заходящий не видит никаких перспектив его разблокировать, то считается, что соперник поставил ему «мат».
  • Бывают комбинации на поле боя при определенной расстановке фигур, когда игрок, получая очередь ходить, не может выполнить ход, то есть, у него нет вариантов последующих ходов. Если при этом его Король не «под шахом», это означает, что игрок получает «пат».

Подведение итогов игры

В шахматах партия может закончиться либо ничьей, либо победой черных или белых фигур. Успех зависит от умения следовать правилам и просчитывать ходы с перспективой занятия выгодных позиций на шахматном поле.

Определение победителя

  • Выигравшим считается тот, кто сумел первым поставить противнику «мат».
  • Шахматы требуют большого внимания, ведь даже при, казалось бы, невозможных ходах есть шансы применить выгодные стратегии. Если таковой не находится, тогда любой из двух участников имеет право «сдаться», объявив об этом сопернику и используя функцию остановки игровых часов. Если противник объявил себя проигравшим, второй автоматически становится победителем.

Определение проигравшего

  • Игрок объявляется проигравшим, если участвуя в игре, не следует ее правилам и делает подряд два хода в обход им. (в нашей онлайн версии такое конечно недопустимо - правила проверяются автоматически)
  • В шахматы принято играть на время, если один из игроков не вкладывается в отведенное время для совершения хода одной из своих фигур, он объявляется проигравшим (перед началос игры вы сами можете ограничиться максимальное время на ход)
  • Участник проигрывает, если отказывается от продолжения партии, прерывает ее на полпути, не имея желания далее соревноваться с соперником.
  • Если игрок принимает участие в онлайн Турнире по шахматам, он не имеет права опаздывать на соревнование, если такое случается – он автоматически переводится в группу проигравших.

Определение ничьи

  • Ничья присуждается при такой комбинации фигур, как «пат».
  • При невозможности двух игроков поставить «мат» противнику за неимением достаточного количества фигур на шахматном поле.
  • Повторение до трех раз расстановки фигур говорит о том, что дальнейшая игра снова приведет к такому же результату, то есть иные ходы невозможны в принципе, поэтому автоматически определяется ничья.
  • Если пятьдесят ходов подряд двух игроков не позволили взять фигуры противника и ходить пешками, автоматически определяется ничья.
  • Ничья может быть достигнута согласно договоренности между участниками. Каждый имеет право ее предложить, либо ее отвергнуть.

Подсчет очков

В игре в «Шахматы» начисление очков за каждую сыгранную и оконченную партию выполняется в таком соотношении:

Выигрыш Ничья Проигрыш
1 очко ½ очка; 0 очков

Онлайн версия «Шахмат» позволяет играть, как с одним соперником, так и участвовать в турнирах. Итог турнира подразумевает общий под итог за все сыгранные шахматные партии. Если несколько участников набирают равное число очков по итогам соревнований, тогда для определения первенства используются коэффициенты, позволяющие просчитать частоту выгодных ходов каждого игрока на протяжении всего турнира.

ЗАЯВОК НА ИГРЫ:
СЕЙЧАС ИГРАЮТ:
10000
  • ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
01.08.17
Встречайте: Кавказские нарды!
Новая игра на нашем сайте для Вас.

17.07.17
Мы расширили функционал нашего сайта!
Сегодня на наш сайт были добавлены новые функции. Теперь он еще удобнее для вас!

03.04.17
Теперь вы можете играть с компьютером!
Мы добавилил возможность играть с роботами во все игры!
11.07.17
Советы при игре на префлопе (советы игры в покер)
Префлоп – первая улица в раздаче, которая множество раз будет оказываться для вас и последней...

11.07.17
Интересные факты об игральных картах
Карточная колода – вещь поистине магическая. Картам приписывают некую силу, каждому рангу – свое сакральное значение. А знаете ли вы, что…